Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
«Ханна сделала несколько кокетливых виражей и на бешеной скорости зашла на посадочный полосу. Я почувствовал, как холодный пот бежит вдоль позвоночника, — машина коснулась земли, и больше уже ничего невозможно было разглядеть за облаком пыли, прокатившимся до конца посадочной. Мы бросились вперед, и, когда подбежали к самолету, к нам на руки соскочила улыбающаяся Ханна».
Непомнящий Н.,
«Отто Скорцени и секретные операции абвера»
Ханна Райч (Hanna Reitsch) (1912–1979 гг.), известная спортсменка-планеристка, летчик-испытатель. Установила несколько рекордов скорости и высоты. В 1938 г. провела испытания вертолета Focke-Wulf Fw 61, совершив полёт внутри крытого стадиона «Дойчланд-халле». В
29.03.1912 г. | родилась Ханна Райч. |
1931 г. | закончила учебу с дипломом планериста. |
1932 г. | училась медицине с целью стать пилотом-медиком в Африке и получила права на пилотирование моторного самолета. |
1934 г. | перевелась на специальность летчика-испытателя и пилота пассажирских линий. |
1937 г. | первый перелет на планере через Альпы. Первая в мире женщина-командир экипажа и первая женщина-пилот вертолета. |
1938 г. | пилотирование вертолета Fw 61 в «Дойчланд-халле» |
1942 г. | первая женщина-пилот реактивного самолета Ме 163. |
1944 г. | первый пилот пасажирского лайнера; пробные полеты на |
1952 г. | завоевала бронзовую медаль на чемпионате мира по планеризму в Испании. |
1962–66 гг. | основала школу планеризма. |
1970 г. | Райч становится одим из основателей вертолетного центра. |
1971 г. | Райч становится также одим из основателей объединения женщин-пилотов вертолета. |
24.10.1979 г. | Ханна Райч умерла. |
«С удивительным спокойствием, которого я не ожидал встретить в этой хрупкой женщине, она заметила, что настоящий патриот не может слишком дорожить собственной жизнью, когда на карту поставлена честь отечества».
(Отто Скорцени)
«26 апреля 1945 г. именно она прорвалась в воздушном бою в уже окруженный советскими войсками Берлин и доставила в ставку Гитлера нового Главнокомандующего Военно-воздушными силами вермахта генерал-фельдмаршала фон Грайма после предательства Германа Геринга».
(Рыков С. Л.)
«Вместо рейхсмаршала [Геринга] главнокомандующим ВВС был назначен генерал авиации Риттер фон Грайм. Приказ шефа (Гитлера) потребовал от Грайма 26 апреля прилететь в Берлин. После промежуточной посадки в Гатове его «Физелер-Шторьх», пилотируемый Ханной Райч, сел около Бранденбургских ворот. < > Когда генерал был ранен, она сумела взять штурвал в руки, чтобы посадить самолет на шоссе «Ост-Вест». Сразу же по прибытии в Берлин новый главнокомандующий авиацией был перевязан и ему были сделаны обезболивающие уколы. Тем временем Ханна Райч рассказала фюреру о полете. Он очень высоко оценил действия этой женщины, летное мастерство которой вызывало у него восхищение».
(Эрих Кемпка, Штурмфюрер СС, личный шофер Гитлера
/ Цит. по: Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне
«третьего рейха» против СССР.
Секретые речи. Дневники. Воспоминания.
М., «ТЕРРА», 1996., стр.521–522.)
«Летчица вырулила машину на широкую улицу и взлетела под градом пуль. Русские прожекторы нащупали самолет, и разрывы зенитных снарядов бросали его из стороны в сторону, как перышко. Но маневренной спортивной машине удалось выскользнуть из зоны обстрела. Внизу в море огня пылал Берлин».
(Историк Д. Толанд о Ханне Райч.
/ Цит по: Толанд Д. Адольф Гитлер., М., «Интердайджест», 1993.)
«Около полуночи ко мне в Доббин прибыл фельдмаршал фон Грайм, новый командующий военно-воздушными силами, у него была перевязана голень. 28 апреля он удачно вылетел из берлина со своим шеф-пилотом Ханной Райч и приземлился в Рехлине».
(Вильгельм Кейтелью Из воспоминаний.
/ Цит. по: Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне
«третьего рейха» против СССР.
Секретые речи. Дневники. Воспоминания.
М., «ТЕРРА», 1996., стр.495.)
Ханна Райч