главная статьи и тексты Мисима

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
 

Мисима

Васильев А. Е.

Юкио Мисима был без сомнения одним из тех людей, что не принимают реальность мира в котором им приходится жить. И выбирая между безумием и попыткой перестроить мир в соответствии со своими представлениями, Мисима предпочел второе.

В чем только не обвиняли этого писателя — в шовинизме, милитаризме, гомосексуализме. Впрочем, в этом нет ничего необычного. Всего несколько человек за всю историю человечества предпринимали подобные попытки трансформировать окружающий мир под свои представления. И практически все они (наиболее ярким примером может послужить Адольф Гитлер) закончили свои дни трагически.

Правда, тут необходимо отметить некую существенную разницу. Мисима все же не был политиком в обычном понимании этого слова, хотя под конец жизни и занялся политической деятельностью. Таким образом, единственной жизнью, которой он пожертвовал во время достижения своих целей, была его собственная жизнь.

Смерть его была предопределена. Ибо по сути мир, который создавал в своих произведения Юкио Мисима, был миром смерти. Причем смерти неизбежной для наблюдателя, для того, кто являлся глазами читателя, его проводником в мире рожденном фантазией писателя.

Смерть могла проявляться в различных формах. Это могла быть смерть тела, смерть души, смерть идеи. Смерть у Мисима многолика. Вообще многоликость, обилие масок является чертой, характерной для этого автора. Смерть у него многогранна, неисчерпаема, но всегда узнаваема и неизбежна.

Юкио Мисима по словам его брата «всегда хотел существовать, но не мог» [1]. Вернее было бы сказать так: он пытался жить в близком контакте со смертью, но не мог умереть раньше, чем это стало возможным. Г. Г. Маркес в свое время писал: «Человек умирает не тогда, когда должен, а тогда, когда может» [2]. Применительно к Мисиме эта формула звучала бы наоборот.

Кстати, иероглифы, составляющие псевдоним писателя означают Зачарованный-Смертью-Дьявол.

Итак продолжаем.

Нет необходимости пересказывать здесь биографию писателя. Родился Мисима (настоящее имя — Хираока Кимитакэ) в 1925 году. Его детство прошло в обстановке всеобщей милитаризации Японии, наращивания технического и, главным образом, военного потенциала этой страны. А юность совпала со второй мировой войной. Возможно, именно поражение Японии, последовавшие в самом конце войны ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ночные налеты американской авиации на японские города и способствовали более всего формированию трагического, фаталистического мировоззрения Юкио Мисимы.

Самым поразительным в творчестве Мисимы можно думается, считать тот факт, что смерть, фатум, поразительным образом сочетается у его с изощренным восприятием прекрасного. При этом прекрасное старается выступать как самостоятельная ведущая сила. Но вот этого-то и не получается. Смерть, страдание, насилие, жестокость всегда безмолвно следует рядом, находится на расстоянии вытянутой руки. «Почему вид обнаженных человеческих внутренностей считается таким уж ужасным? Почему увидев изнанку нашего тела, мы в ужасе закрываем глаза… Представляете, если бы люди могли вывернуть свои души и тела наизнанку — грациозно, словно переворачивая лепесток розы, — и подставить их сиянию солнца и дыханию майского ветерка…» [3].

Говорить какая из вещей, написанных Мисимой наиболее характерна для него, лучше всего отражает его мировоззрение наверно бессмысленно. Но пожалуй одним из самых скандальных произведений стала его пьеса «Мой друг Гитлер». В день, премьеры все зрители получили листки с текстом следующего содержания «Опасный идеолог Мисима посвящает эту зловредную оду опасному злодею Гитлеру». По своей сути «пьеса вызывающе имморалистична — не только выбором героев, но и своим настроением: Мисима любуется тем, как сильная личность, художник Гитлер, растаптывает в себе человеческие чувства, поднимаясь на некую «высшую ступень», достигая новых высот зла» [4]. Более того, в самом названии пьесы «есть несомненный отсыл к известному эссе Томаса Манна «Брат Гитлер», в котором писатель антифашист рассуждает об артистизме Гитлера, этого великого художника Зла» [5].

Чрезвычайно интересен также небольшой рассказ Мисимы «Патриотизм». В рассказе описываются февральские события 1936 года, когда группа молодых националистически настроенных офицеров, недовольных излишне (по их мнению) либеральным правительством, организовала вооруженный путч. После того как эта попытка провалилась, один из офицеров, придя домой, совершает ритуальное самоубийство. Будучи близко знаком со многими заговорщиками, он сам, по объективным причинам, («…я ни о чем не знал. Они не позвали меня с собой. Наверное из-за того, что я недавно женился…» [6]) не принимал участия в заговоре. Ситуация сложная. « — Завтра должны огласить высочайший рескрипт. Их объявят мятежниками. Я буду обязан повести на них своих солдат… Я не могу этого сделать. Не могу… Меня сменили из охранения, — продолжал он после паузы, — и разрешили провести сегодняшнюю ночь дома. Завтра утром, верно, придется атаковать» [7]. И далее: «Это выше моих сил» [8].

Таким образом оказавшись в ситуации тяжелейшего морального выбора, главный герой принимает решение уйти из жизни, совершив ритуальное самоубийство. Причем его примеру офицера следует его молодая жена. С потрясающей подробностью показан сам процесс совершения харакири. «Клинок пронзил брюшную полость, это несомненно, подумал он. Дышать было трудно, грудь тяжело вдымалась, где-то очень далеко — не может быть, чтобы это происходило в его теле, — родилась чудовищная боль, словно там раскололась земля и из трещины вырвалась огненная лава» [9].

Рассказ был основан на реальных событиях. Много лет спустя Мисима повторит путь пройденный молодыми офицерами. Может с момента написания этого рассказа и следует вести отсчет времени, отделяющего писателя от смерти.

Впрочем, был в жизни писателя момент, когда он, казалось, забыл о смерти. В 1952 году, совершая первое свое кругосветное путешествие, Мисима оказался в Греции. Страна античных богов и героев произвела настоящий переворот в его душе. В мраморных статуях и храмах он открыл некое казавшееся невозможным «бессмертие красоты». После этой поездки Мисима писал: «Греция излечила меня от ненависти к самому себе, от одиночества и побудила во мне жажду здоровья в ницшеанском смысле» [10].

Прямым следствием этой поездки можно считать то, что Мисима решает «создать из себя полную свою противоположность», причем сделать это как физически так и духовно. И то и другое отчасти ему удается. Путем изнурительных тренировок он укрепляет свое тело (в 1963 году фотография писателя была помещена в энциклопедическую статью о культуризме), а плодом его новых духовных исканий стал роман «Шум волн». Это безусловно самое светлое произведение Мисимы. В романе рассказывается о превой любви прекрасного юноши рыбака и девушки ныряльщицы. Весь роман наполнен светом и искренними яркими чувствами. К этому времени относится дневниковая запись Мисимы: «Мои мысли о смерти заросли плющом, словно старый замок в котором никто не живет» [11].

Увы, подобное духовное возрождение оказалось лишь кратким периодом в жизни писателя. Вскоре он вернулся к прежнему восприятию мира, и мысли о смерти становятся постоянным фоном его существования.

В 60-е годы происходит главный решительный перелом в сознании Мисимы. Он превращается в монархиста, яростного ревнителя национальных традиций и ультраправого политика. В 1967 г. Мисима создает Общество щита — организацию единомышленников, которая провела ряд военных тренировок на базе сил самообороны. К тому же времени относится в частности публикация эссе «Эти семнадцать лет без войны», где Мисима с ностальгией вспоминает военное время. Приближалась развязка.

25 ноября 1970 года Юкио Мисима в сопровождении своих сторонников прибыл на столичную военную базу Итигая. Там члены «Общества щита» угрожая оружием захватили штаб и потребовали созыва гарнизона, перед которым Мисима собирался выступить с речью. Это была попытка военного переворота.

Гарнизон был собран, но пламенная речь писателя не возымела действия. Во-первых из-за шума (над базой уже 15 минут висели полицейские вертолеты), а во-вторых по причине того, что солдаты базы совершенно не понимали сути происходящего.

Мисима зря тратил время, обращаясь к их самурайской чести, напоминал о мужском достоинстве. Солдаты или не слышали или не понимали его.

Поняв, что все кончено, попытка не удалась, Мисима вернулся в помещение, где в лучших самурайских традициях совершил харакири. Он был еще жив и в этом случае, согласно самурайской традиции, следовало прервать мучения воина, отрубив ему голову мечом. Три раза один из приближенных Мисимы пытался это сделать, но каждый раз промахивался, не попадая по шее. Мисима все еще был жив. Тогда другой его товарищ по заговору, имевший более крепкие нервы отобрал меч и одним ударом прервал мучения своего командира.

Вот, пожалуй, и все. Но хочется добавить еще один маленький штрих. Когда на похороны Мисимы кто-то принес букет белых роз, то один из близких ему людей, хорошо его знавший, сказал: «Надо было принести красные розы, чтобы отпраздновать. Впервые Кимитакэ сделал то, что всегда хотел. Порадуйтесь за него» [12].

  1. Цит по Коваленина Ю. Послесловие. /В кн. Мисима Ю. Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века/, СПБ, «Азбука-классика», 2003., стр. 283.
  2. Марскес Г. Г. Сто лет одиночества.
  3. Мисима Ю. Золотой храм.кн. Мисима Ю. Избранное/, М, «ТЕРРА», 1996, стр.
  4. Чхартишвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм., /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр. 17.
  5. Чхартишвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм., /в кн. Мисима Ю.Избранное/, стр. 17.
  6. Мисима Ю. Патриотизм. /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр.346.
  7. Мисима Ю. Патриотизм. /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр.347.
  8. Мисима Ю. Патриотизм. /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр.347.
  9. Мисима Ю. Патриотизм. /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр.355.
  10. Цит. по Чхартишвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм., /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр. 9.
  11. Цит. по Чхартишвили Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или как уничтожить храм., /в кн. Мисима Ю. Избранное/, стр. 9.
  12. Mishima: A Biography, by John Nathan, Charles E. Tuttle Company, Tokyo, Japan., /Цит. по Коваленина Ю. Послесловие. / в кн. Мисима Ю. Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века/, стр. 285.

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz