Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
Курбатов Г. Л. История Византии (От античности к феодализму).
М., «Высшая школа», 1984.
В книге на основе новейших данных освещаются основные проблемы перехода от античности к феодализму в Византии, показано своеобразие его генезиса и развития по сравнению с другими странами. Подробно рассматриваются современные концепции истории Византии, дается критика новейших теорий буржуазной историографии.
«Полушутя, полусерьезно историки называют Византию едва ли не единственным государством в истории, точная дата рождения и конца которого известны. Византия прекратила свое существование 29 мая 1453 г. с завоеванием Константинополя турками. Дату ее рождения относят к его основанию – 8 ноября 324 г. состоялась закладка новой столицы на месте древнего мегарского городка Византия на берегу Босфора, 11 мая 330 г. – день официального ее «открытия», провозглашения, главный государственный праздник в Византии. Империя «родилась с Константинополем» и умерла с ним – весьма распространенная формула. Действительно, для средневековья не столь уж многочисленны государства, которые рождались вместе со своей столицей и не меняли ее на всем протяжении своего существования».
(стр. 7.)
«События VII в. в целом еще больше подняли значение столицы империи – Константинополя. Бесспорна роль внешних факторов в создании того исключительного положения, которое приобрел Константинополь в Раннесредневековой Византии и во сем раннесредневековом мире. <…> Он стал уникальным в империи центром производства предметов роскоши, вооружения. С потерей Антиохии, Александрии, упадком других крупных приморских городов, Константинополь стал и главным центром судостроения».
(стр. 76.)
«В IX-X вв. складывается тип крестово-купольного храма, который уже в эту эпоху приобрел завершенные пропорции и сохранялся до конца византийской истории. Исчезли все дополнительные колонны – опоры, расчленявшие внутреннее пространство. Своды главного купола плавно переходили в своды боковых частей, создавая единое нерасчлененное пространство. Византийские зодчие не ставили своей задачей поднять центральный купол на максимально достижимую высоту. Конструкция обеспечивала плавное соединение, незаметный переход от «земного к небесному»».
(стр. 128.)