главная персоналии Зевксид

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.


Зевксид

Даже в двухмерном пространстве картины ментальное разграничение присутствует и, пожалуй, приобретает гораздо более глубокий смысл, нежели простое обрамление картины.

Беспалая О.П. Искусство и границы

Биографическая справка

Зевксид (встречается написание Зевксис) (V-IV вв. до н. э.), выдающийся древнегреческий художник из Гераклеи. Современник и соперник Паррасия, другого знаменитого живописца того времени. Согласно сохранившимся свидетельствам картины Зевксида отличались большой реалистичностью и проработкой деталей.

Цитаты

«Впоследствии он решил дарить свои произведения, потому что, говорил он, они не могут быть куплены ни по какой достаточно достойной цене. Так он подарил Алкмену Агригентцам, Пана - Архелаю. Создал он и Пенелопу, и кажется, что в ней он напиcал характер, и Атлета, до такой степени сам довольный им, что написал внизу стих, с тех пор знаменитый, о том, что легче завидовать, чем подражать. Великолепен и его Юпитер на троне в окружении стоящих богов, и Младенец Геркулес, душащий змей при матери Алкмене, охваченной страхом, и Амфитрионе».

(Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXV, XXXVI. 62-63.)

«Из текстов древнегреческих философов (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина) и теоретиков различных искусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что проблема красоты (в ее структурных принципах гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.) решалась, как правило, в онтологической сфере и напрямую восходила к космологии. В теориях искусств на первое место выдвинулось понятие мимесиса (подражания) во всех его модификациях – от иллюзионистского копирования форм видимой действительности (особенно в живописи – художники Зевксид, Апеллес, Эвфранор) до «подражания» идеям и эйдосам ноэтического (духовного) мира. Художественная практика имплицитно выработала принцип антропной пластичности в качестве основы эстетического сознания, распространяющийся на весь Универсум».

(Круглов В.Л. Эстезис и эстетическое: истоки и клише традиции.
// Вестник Томского государственного университета,
№ 316, ноябрь 2008, стр. 33.)

Литература

  1. Беспалая О.П.   Искусство и границы: опыт осмысления проблемы. // Теория и практика общественного развития, 2015, № 8.
  2. Круглов В.Л.   Эстезис и эстетическое: истоки и клише традиции. // Вестник Томского государственного университета, № 316, ноябрь 2008.
  3. Лосев А.Ф.   История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., «АСТ», 2000.
  4. Плиний Старший.   Естествознание. Об искусстве.
    М., «Ладомир», 1994.
  5. Словарь античности.   /пер. с немецкого./ М., «Прогресс», 1989.
Зевксид. Фрагмент картины Э. Л. Лонга Избранная пятерка 1885.

Зевксид.
Фрагмент картины
Э. Л. Лонга
Избранная пятерка.
1885.


Hosted by uCoz