Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
«Постойте! Куда вы? Читать? »
Б. Пастернак
У Чэн, У Цаолу, У Юцин (1249–1333), известный китайский ученый и философ-неоконфуцианец. У Чэн родился в Чунжэне (округ Фучжоу, провинция Цзянси). Он был ректором университета Го–цзы сюэ (1308), а также возглавлял императорскую академию Ханьлинь (1321). Автор многочисленных комментариев к конфуцианским и даосским трактатам. Его перу принадлежит также литературных произведений и философских трудов. В противоположность дуализму Чжу Си развивал монистическое учение, которое сочетало в себе элементы как школы Чжу Си, так и Лу Цзююаня.
«У. Ч. считал, что «великий предел» (тайцзи) и материальная сила (ци) — это не две вещи, а некое единство, в к–ром тайцзи управляет ци. В самом «великом пределе» тоже царит единство и нет разделения на субстанцию (тело) и функцию (действие): состояние покоя является субстанцией тайцзи, а движение — его функцией. Более того, «великий предел» первоначально не обладает ни движением-покоем, ни субстанцией–функцией, лишь движение силы Ян и покой силы инь становятся функцией и субстанцией тайцзи. Таким же образом У. Ч. объединял ли (принцип. закон) и ци: ли неразделимо существует в ци. Природу человека, изначально добрую, У. Ч. отождествлял с законом (ли), однако поскольку она связана то с чистой, то с мутной ци, постольку существует разделение на возвышенных — мудрых и низменных — глупых. Учение У. Ч. сыграло большую роль в сохранении неоконфуцианской традиции в период монгольского владычества.»
Философский энциклопедический словарь,
(гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.),
М., «Советская энциклопедия», 1983., стр. 711.
Мужская фигура.
Китай. XV в.
Дерево.