главная персоналии Ефим Никонов

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.


Ефим Никонов

Вооруженная защита всем народом своей Родины — одна из наиболее характерных черт военной истории России.

Ионов П.П., Симаков В.И.
Ратная слава Отечества. Книга 2.
Войны эпохи Петра Великого и Екатерины II.

Биографическая справка

Никонов Ефим (Точные годы жизни не известны. Предположительно – вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.). Талантливый русский конструктор-самоучка из села Покровское. Известен тем, что в период правления Петра I построил и испытал первую в России подводную лодку. К сожалению, из-за смерти Петра Великого Никонову не удалось довести свой замысел до логического завершения. Финансирование проекта было прекращено и изобретатель не смог закончить работу.

Цитаты

«Сделает он к военному случаю на неприятелей угодной судно, которым на море в тихую погоду будет из снаряду разбивать корабли хотя б десять ли двадцать, и для пробы тому судну учинить образец… под потерянием живота, ежели неугодно».

(Из прошения Ефима Никонова на имя Петра I.
/Цит. по: Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904.
М., «АСТ», Мн., «Харвест», 2002., стр. 16. )

«Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».

(Решение адмиралтейств коллегии
о постройке потаенного судна Никонова.
/ Цит. по: Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904.
М., «АСТ», Мн., «Харвест», 2002., стр. 17.)

«Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. <…> Никонову было велено начать строительство «потаенного огневого судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.

Детального описания его проекта, равно как и чертежей не осталось (вряд ли они вообще существовали). Известно лишь, что это было деревянное судно длиной примерно 6 метров, напоминавшее обычный морской бот, но снабженное выпуклой крышей и обитое медными обручами («для крепости»).

Подводная лодка «Морель» именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Сохранился документ Адмиралтейств-коллегии, в которой сказано: «В Главную артиллерию послать преморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от артиллерии
».

(Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904.
М., «АСТ», Мн., «Харвест», 2002., стр. 17.)

Литература

  1. Трусов Г. М. Подводные лодки в русском и советском флоте. Л., 1963.
  2. Тарас А. Е. История подводных лодок 1624-1904. М., «АСТ», Мн., «Харвест», 2002.
  3. Материалы для истории русского флота. СПб, 1867., часть IV.

Действующая модель «потаенного судна»
Ефима Никонова. Реконструкция.

Hosted by uCoz