главная персоналии Ямбул

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.


Ямбул

Мы не имеем нигде сохраняемых общих сокровищ...

Гомер. Илиада. I.124.

Биографическая справка

Ямбул (III в. до н. э.), древнегреческий писатель, утопист, стоявший на близких к утопизму позициях. Содержание его сочинений известно по изложению Диодора Сицилийского . Автор описывает некие, расположенные вблизи экватора острова, где живут люди, почитатели солнца. Они называют себя "гелионеситами". В их обществе царит полное равенство. Подробно описывается общественное устройство и социальные парадигмы. Несомненно влияние Ямбула на позднейшие сочинения Т. Мора и Т. Камапанеллы.

Цитаты

«Идеал мирного существования живо представлен в утопии Ямбула. Обитатели описываемого им сказочного острова проводят свою жизнь в условиях чудесного климата, при изобилии природных богатств, не страдают от болезней и доживают до 150 лет. Нет у них на острове ни вражды, ни столкновений. Живут они дружной семьёй, жёны и дети у них общие. Основой процветания этого «Солнечного государства» являются общий труд и коллективная собственность. Нетрудно понять увлечение Ямбула рассказом о счастливой жизни обитателей острова: в основе его лежит глубокое недовольство современным ему обществом, для которого характерны острая вражда, жадное стремление к наживе и власти. Эта критическая и для своего времени революционная сторона социальных утопий находила известное отражение в борьбе угнетённых масс (например, в восстании Аристоника в Пергаме).».

(Всемирная история в десяти томах. (Под ред. Е. М. Жукова и др.)
М., «Наука», 1957. т. II., стр. 273-274.)

«Люди живут там в идеальных природных условиях и и в условиях социального равенства, имея все возможности для занятий образованием и наукой, а также для развития своих духовных потенций.».

(Словарь античности. Пер. с немецкого.,
М., «Прогресс»., 1989., стр. 675.)

«Алфавит жителей этого острова состоит из 28 букв — по числу значений, «а по начертаниям — 7, и каждая буква принимает 4 вида. Строчки пишут, не вытягивая вбок, как мы, но записывают сверху вниз в прямой столбик»».

(Гуторов В. А. Античная социальная утопия:
вопросы истории и теории. Л., ЛГУ, 1989., стр. 238.)

«Островитяне «проводят время на лугах... во время празднеств и пиров у них произносятся и поются в честь богов славословия и гимны, особенно в честь Солнца ...» <...> Умерших хоронят, зарывая в песок во время отлива; с приливом море окончательно сглаживает места захоронений...».

(Гуторов В. А. Античная социальная утопия:
вопросы истории и теории. Л., ЛГУ, 1989., стр. 238.)

«В утопии Ямбула нельзя найти никаких упоминаний о полисных институтах: на «островах Солнца» нет гимнасиев и храмов, поскольку физическое совершенство дано гелионеситам от природы, а для почитания небесного свода и звезд не нужны ни особый культ, ни специальные помещения. Суды также не нужны вследствие царящего среди гелионеситов согласия. Не случайно поэтому Ямбул и его товарищ были изгнаны из идеальной общины как «злодеи, воспитанные в порочных привычках»».

(Гуторов В. А. Античная социальная утопия:
вопросы истории и теории. Л., ЛГУ, 1989., стр. 240.)

Литература

  1. Гуторов В. А.  Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л., ЛГУ, 1989.
  2. Всемирная история в десяти томах. (Под ред. Е. М. Жукова и др.), т. III., М., «Государственное издательство политической литературы», 1957.
  3. Словарь античности. Пер. с немецкого.
    М., «Прогресс», 1989.
  4. Философская энциклопедия. (Гл. ред. Ф. В. Константинов), т. 5.
    М., «Советская энциклопедия», 1970.
Д. У. Уотерхаус. 

После танца. 1876. Фрагмент.

Д. У. Уотерхаус.
После танца. 1876.
Фрагмент.


Hosted by uCoz