главная персоналии Хамуас

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
   
 

Хамуас

 
 

«Xaeмyac надолго оставил по себе память в египетском народе, который много веков спустя, как свидетельствуют о том Геродот и поздние демотические записи эллинистического и римского времени, в своих сказках изображал Хаемуаса (Сатни-Хаемуаса, или Сетона) как могущественного чародея и мага…».

Стучевский И. А.,
«Рамсес II и Херихор».

Портрет Хамуаса. Рельеф из Серапиума в Мемфисе. Лувр. Париж.

Портрет Хамуаса. Рельеф из Серапиума в Мемфисе. Лувр. Париж.

Биографическая справка

Хамуас (Хаемуас) сын Рамсеса II и царицы Истнофрет. Жил в XIII в. до н. э. Долгие годы был наиболее влиятельным человеком при дворе своего отца. Царевич Хамyac исполнял обязанности верховного жреца («сем») Птаха в Мемфисе, кроме того в 30-й год правления Рамсеса II был признан наследником престола. Будучи совсем молодым он принимал участие в войнах в Сирии. О Хамуасе сообщают многочисленные надписи. Так он присутствует в трёх списках детей Рамсеса II. О нем сообщают изображения и тексты в Рамессеуме и в Карнаке. Принимал активное участие в организации государственных праздников — руководил четырьмя (а возможно и пятью) юбилеями «тридцатилетия» своего отца. Кроме того, он интересовался историей, занимался реставрацией старых стершихся надписей, сохраняя таким образом память о прежних фараонах. Гробница Хамуаса находилась, по-видимому, в северной части Саккары, в непосредственной близости к Серапеуму. Позднее саркофаг с телом Хамуаса был помещен в небольшой подземный склеп в Серапеуме.

Цитаты

«…Сатни-Хемуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там великого бога Осириса. Он сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной Атеф. По левую руку от него стоял Анубис, великий бог, а по правую руку от него стоял Тот, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них. Перед ними стояли весы, на которых боги судилища Царства мертвых взвешивали содеянное людьми добро и зло. Великий бог Тот записывал то, что показывали весы, а Анубис оглашал приговоры богов. Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем его добрые дела, они отдавали его во власть Пожирательницы-собаки повелителя царства мертвых, которая разрывала на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда. Но если они находили, что добрые дела человека более многочисленны, чем его злодеяния, они вводили его в совет богов царства мертвых и душа его отправлялась на небо и пребывала там среди чистых душ. Если же они находили, что злодеяния человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихся душ, которые служат богу Сокар-Осирису».

(«Сказки о верховных жрецах Мемфиса».
Цит. по: Коростовцев М. А.
Религия Древнего Египта.
СПб., Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000.)


«Рамсес II на протяжении своих более чем 66 лет царствования отпраздновал 14 юбилеев «тридцатилетия» (хеб-сед) что превосходит количество подобных юбилеев, отмеченных каким-либо другим фараоном. Во всех этих празднованиях участвовало много высокопоставленных должностных лиц, но только в девяти случаях известны их имена. Любимый сын Рамсеса II, царевич Хаемуас, и визирь Ха вместе руководили первыми пятью юбилеями, а визирь Ха — еще и шестым юбилеем. Хаемуас, однако, оставил больше надписей о юбилейных торжествах своего отца, чем визирь Ха. В пещерном храме Хоремхеба в Гебель эль-Сильсиле Хаемуас зафиксировал три надписи, в районе Асуана — две и в Эль-Кабе — одну. Так, в нише на фасаде пещерного храма Хоремхеба в Гебель эль-Сильсиле Хаемуас повелел изобразить себя и начертать надпись, сообщающую о данном ему приказе отца провозгласить в 30-й год царствования Рамсеса II первый юбилей тридцатилетия». По сторонам от двери, открывающей ход из галереи в святилище того же пещерного храма, Хаемуас повелел поставить две стелы, тексты которых указывают на 30, 34, 37, 40-й годы как на даты первых четырех юбилеев Рамсеса II. В районе Асуана, в восточной части о-ва Бига, Хаемуас оставил стелу, упоминающую первые три юбилея — в 30, 34 и 37-й годы царствования Рамсеса II. Л. Хабаши обнаружил в Асуане текст надписи и рельефную сцену, которые указывают на провозглашение пятого юбилея в 42-й год правления Рамсеса II. На фасаде храма Аменхотепа III в Эль-Кабе царевич Хаемуас изображен перед своим отцом с сопроводительным текстом, утверждающим, что он прибыл в это место в 41-й год для провозглашения пятого юбилея Рамсеса II».

(Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор.
М., «Наука», 1984., стр.69.)

«У одного фараона был взрослый сын. Звали его Сатни-Хемуас.
Этот Сатни-Хемуас слыл великим мудрецом. Он был самым лучшим лекарем в стране, самым искусным писцом и звездочетом, знал даже те заклинания, которые не были известны верховному жрецу Тота.
Молва о Сатни-Хемуасе облетела весь мир. Во всех городах, на всех городах люди повторяли его имя, передавали его из уст в уста, рассказывали онесравненном мудреце детям. Иноземные кудесники приезжали за советом к Сатни-Хемуасу
».

(Сказания о Сатни-Хемуасе.
Сатни-Хемуас и его сын Са-Осирис.
/ Цит. По: Рак . И. Легенды и мифы Древнего Египта.
СПб., Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1998., стр. 125.)

Список литературы

  1. Стучевский И. А., Рамсес II и Херихор. М., «Наука», 1984.
  2. Коростовцев М. А., Религия Древнего Египта, СПб., Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000.
  3. Альдред Сирил, Египтяне. Великие строители пирамид. М., «Центрполиграф», 2004.
  4. Меню Бернадетт, Рамсес II. Царь царей. М., Издательство «Астрель». 2005.
  5. Монтэ, Пьер, Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура., М., «Центрполиграф», 2004.
  6. Рак . И.  Легенды и мифы Древнего Египта.
    СПб., Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1998.

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz