Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
«За помощь в подготовке материалов авторы благодарят Баженову А. А. и Суслову Н. А.»
Васильев А. Е.,
Мелков Д. А.
Геррада (Герарда) Ландсбергская (ок. 1130–1195) монахиня, автор книги “Hortus Dileciarum” («Сад Наслаждений»). Принадлежала к знатной эльзасской семье. Родилась в Ландсбергском замке. В 1167 г. стала аббатисой монастыря. Немного раньше — в 1165 г. начала работу над своей книгой «Сад Наслаждений». Все науки, которые изучали в то время, включая теологию, нашли свое отражение в этом тексте. Главная ценность рукописи — 336 иллюстраций. После смерти Геррады Ландсбергской рукопись долгое время хранилась в монастыре. Примерно во время Французской революции книга попала в муниципальную библиотеку Страсбурга. В 1818 г. Энгельхардт скопировал содержащиеся в книге миниатюры. Кроме того, позднее была сделана копия текста. В 1879–1899 гг. книга была опубликована Штраубом и Келлером. К несчастью, оригинал книги был утрачен во время пожара библиотеки в Страсбурге в 1870 г.
«В готическую эпоху эмоциональность медленно выбиралась из леса символов, куда её завело Раннее Средневековье. Если взглянуть на миниатюры середины ХII в., украшавшие «Сад наслаждений» Герарды Ландсбергской — к несчастью, это копии с оригиналов, погибших в 1870 г., — то мы увидим жнеца, пахаря, кукольника Художник явно постарался изобразить жизнь, людей, предметы такими, какими они были на самом деле. Здесь изображена евангельская притча о пшенице и плевелах, приговор человеку, обязанному после грехопадения трудиться в поте лица своего; изображен Соломон, разглядывающий мир, как театр марионеток, и восклицающий: «Суета сует — всё суета!» Но если что и напоминает нам об источнике сюжетов, то это лишь незначительные детали: например, ангел, засунутый на миниатюре куда-нибудь в угол. Напротив, всё в произведении говорит о том, что художник всерьез относился к видимому миру и этот мир доставлял ему удовольствие. Уменьшение значения символов, отступление их перед воспринимаемой чувствами реальностью — всё это свидетельствует о глубоком изменении в системе восприятия. Обретший уверенность человек созерцал мир, как Бог после шести дней творения, и находил его прекрасным и добрым. Готическое искусство — это доверие».
(Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
Пер. с фр. / Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. стр. 329
М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.)
«На одной из миниатюр, украшавших сочинение эльзасской аббатисы Геррады Ландсбергской, человек-микрокосм окружен планетами и четырьмя мировыми элементами (огонь, вода, земля, воздух). Аналогия микрокосма и макрокосма лежит в самом фундаменте средневековой символики, ибо природа понималась как зеркало, в котором человек может созерцать образ божий».
(Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.
М., Искусство, 1972.)