главная статьи и тексты «Цивилизация фараонов» Древнего Египта

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
 

«Цивилизация фараонов» Древнего Египта

из книги Эмери У. Б. «Архаический Египет» / Пер с англ. Н. Н. Каменской и А. С. Четвертухина (Серия: «Александрийская библиотека»). СПб.: Журнал «Нева»; ИТД «Летний Сад». 2001.
(из гл. Объединение)

Примерно за 3400 лет до н. э. в Египте произошли кардинальные изменения, и страна из состояния развитой неолитической культуры, носителями которой были отдельные племена, быстро перешла к состоянию государственности, точнее — оказалась под властью двух царей, имевших довольно налаженную систему управления. Одно такое государство объединило племена Дельты, другое — племена долины Нила. В это время возникло письмо и монументальная архитектура. Ремесла и искусства достигли в своем развитии поразительно высокого уровня. Все, что дошло до нас от того времени, указывает на существование хорошо организованной и даже процветающей цивилизации. Все это было достигнуто за сравнительно короткое время. Такой вывод напрашивается потому, что мы не имеем почти никаких данных, которые свидетельствовали бы о длительном переходном или подготовительном периоде и послужили бы историческим фоном для развития письма и архитектуры.

Специалисты расходятся во мнениях относительно причины такого резкого и внезапного скачка в развитии культуры, но представляется возможным, что главной причиной было вторжение в долину Нила нового народа, который и принес с собой начала того, что мы, ради более точного обозначения, назвали бы «фараоновской цивилизацией». Мы не можем определить, какой именно характер носило появление этих пришельцев: было ли то медленное переселение, просачивание, или наоборот, массовое нашествие, но то, что нам известно по изображениям на рукоятке ножа, сделанной из слоновой кости и найденной в районе современного Гебель эль-Арак, а также по рисункам на стенах поздней додинастической гробницы в Иераконполисе, настойчиво склоняет исследователей к поддержке второй версии. На рукоятке ножа мы наблюдаем художественный стиль, который ряд специалистов определяет как месопотамский или даже сирийский по происхождению, а сцена, которая может изображать морскую битву с захватчиками, — тема, изображенная в виде схематического наброска в иераконпольской гробнице. На обоих изображениях мы видим типично египетские корабли и странные суда с высоким носом и форштевнем, что говорит в пользу их месопотамского происхождения.

Как бы то ни было, но к концу четвертого тысячелетия до н. э. уже существовал народ, традиционно известный как «Последователи Хора», составлявший цивилизованную аристократию или правящую элиту, в руках которой оказался весь Египет. Теория существования этой «расы господ» базируется на открытии чисто анатомического характера. Так, в могилах позднего додинастического периода в северной части Верхнего Египта были найдены останки людей, черепа которых имели больший размер, а тела были длиннее, чем у местного населения [1]. И это различие столь разительно, что любое предположение, будто этот народ ведет свое происхождение от тех же предков, что и более раннее население Египта, просто невозможно. Смешение двух этих народов или рас было, по-видимому, значительным, но шло оно не столь быстрыми темпами, чтобы считаться завершенным к моменту объединения Египта, поскольку на протяжении всего Архаического периода различие между цивилизованной аристократией и массами местного населения сохранялось весьма отчетливо, о чем можно судить по похоронным обрядам тех и других. Только после окончания периода правления Второй династии мы действительно находим свидетельства того, что средние и низшие слои населения переняли манеру архитектурного оформления своих могил и сам способ захоронения у своих владык.

Откуда происходит этот народ, вторгшийся в Египет, — неизвестно; неизвестны и пути, по которым осуществлялось его проникновение. Сходство стилей в изобразительном искусстве, распространенное употребление цилиндрических печатей, но главное — панельное оформление фасадов в виде уступов, выступов и ниш, — все это, несомненно, указывает на связь с культурами, бытовавшими в то время в Двуречье. Но, несмотря на черты явного сходства, существует и ряд ощутимых различий, и при нынешнем состоянии наших знаний было бы крайне опрометчиво спешить с категорическими заявлениями по поводу этой крайне важной проблемы. Если предположить, что появление династической расы или народа носило характер массового вторжения и что этот народ пришел с востока, то баланс весов склоняется в пользу того, что такое вторжение осуществлялось через Вади-Хаммамат, великий торговый путь через восточную пустыню, связывающий побережье Красного моря в районе современного Эль-Кусейра с долиной Нила в районе современного Куфта.

Тем не менее, уже вполне резонно указывалось на то, что Вади эль-Хаммамат как маршрут для такого массового потока людей представил бы невероятные трудности из-за нехватки воды на протяжении более чем в двести километров. Альтернативным путем с Красноморского побережья в Египет могли бы быть Вади эль-Тумилят к востоку от Нила и совсем рядом с Дельтой — по этому пути орды пришельцев могли бы легко вторгнуться в Египет и, продвигаясь по самой окраине пустыни, достигнуть главного русла Нила, а уже затем покорить и Верхний Египет. Подобное вторжение с последующим завоеванием, каким бы путем ни шли переселенцы, могло быть осуществлено не за один раз, но в течение длительного периода, и не в один бросок, а в ходе многих кампаний под руководством разных вождей, под началом которых было не одно племя, а разные племена, так что во многих отношениях это мероприятие вполне сравнимо с саксонским покорением Британии. Да и результаты того и другого вторжения вполне напоминают друг друга: это привело к основанию нескольких государств, борющихся между собой за лидерство над всей покоренной территорией и за расширение экспансии. Если это было именно так, то тогда, на заре исторического периода в развитии Египта, страна была разделена на два соперничающие между собой царства, Северное и Южное, оба под началом царских домов и аристократической прослойки, происходящей из одного и того же этноса, причем та и другая (североегипетская и южноегипетская аристократии) традиционно именовали себя «Последователями Хора» — полубогами манефоновской истории. Самыми первыми столицами этих двух государств были, по-видимому, Буто в Нижнем Египте и Иераконполис в Верхнем. Но к моменту завершения объединительного процесса столицами обоих государств уже были Саис на севере и, соответственно, Тинис (или Абидос) на юге. Имеются некоторые основания полагать, что в ранние времена Северному царству на какой-то момент удалось покорить Южное царство, и его цари правили даже над всем Египтом. Но это было, по-видимому, недолго. Затем баланс сил изменился, и Дельта сама была покорена властителями Верхнего Египта.

Записи, касающиеся войны за объединение, были найдены в Иераконполисе (египетском Нехене, совр. Ком эль-Ахмаре), древнейшей и одновременно религиозной столице Верхнего Египта, а самые содержательные из этих хроник вырезаны на двух сторонах большой посвятительной палетки из зеленого сланца. Оба названных памятника принадлежали разным царским особам, но оба они увековечивают момент завоевания Северного царства Южным, первая «хроника» повествует об этом захвате царем, которого мы именуем «Скорпионом», а вторая — «Нармером», которого многие специалисты отождествляют с Менесом.


  1. См.: Deny D. E. The Dynastic Race in Egypt // Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 42. 1956.

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz