главная статьи и тексты Эхнатон

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
 

Эхнатон

Васильев А. Е.

Аменхотеп IV (Эхнатон) (XIV в. до н. э.), фараон XVIII династии, был одним из тех, к кому применимы слова Э. М. Ремарка «Человек всегда велик в намерениях. Но не в их исполнении». Грандиозные замыслы, частично осуществленные Эхнатоном, без сомнения заслуживают самого пристального внимания. К сожалению, мы не можем сказать, что было бы, проживи фараон на 10–15 лет дольше. Но и того, что нам известно, достаточно, чтобы сделать простой вывод: Эхнатон был не только незаурядным правителем, но и человеком, без сомнения опередившим свое время.

Точная дата рождения фараона Аменхотепа IV не известна. Но наиболее вероятно, что он появился на свет около 1393 г. до н. э. Он был сыном фараона Аменхотепа III и еще юношей стал соправителем своего отца, приобретая, таким образом, столь необходимый опыт государственного управления.

Известно, что тридцатилетнее правление Аменхотепа III, «было на редкость мирным» [1]. Его царствование «было отмечено грандиозным строительством. В Фивах сооружается новый величественный храм в честь Амона-Ра; на западном берегу Нила возле столицы возникла новая царская резиденция — большой роскошный дворец, а несколько севернее его — заупокойный храм царя…» [2]

Однако и в это время не все обстояло благополучно. Проблемы, которые пытался решить Аменхотеп IV, определились еще во время правления его отца. Проблемы эти состояли, главным образом в противоборстве двух основных сил, двух группировок в государственном аппарате. Первая группировка объединяла старую столичную и провинциальную знать, а также жречество, представлявшее традиционные религиозные культы и собравшее в своих храмах огромные богатства. Вторая группировка — это новая служилая знать, люди вышедшие иногда из самых низов общества. Среди них были люди, выдвинувшиеся из числа чиновников, воинов, земледельцев. Уже само существование и укрепление этой второй группировки создавало определенный дисбаланс сил. Происходило «заметное ослабление позиций вельможно-жреческой знати» [3].

Очевидно, что традиционное жречество и родовая знать ограничивала возможную активность фараона, поскольку их вполне устраивал устоявшийся порядок вещей. Однако, фараон, особенно фараон активный и деятельный, каким и был Аменхотеп IV, пришедший на смену своему отцу около 1375 г. до н. э., естественно не мог мириться с подобной ситуацией. Более того, «есть основания считать, что казна все тяжелее давила на храмы и пыталась использовать их доходы для содержания чиновников и воинов» [4]. Наконец фараона перестала устраивать то, что сохранив огромные богатства и определенное влияние на народ, традиционное жречество перестало быть активной политической опорой фараона, заботясь более о собственном благосостоянии, чем о государственной выгоде.

Таким образом, когда Аменхотеп IV вступил на престол, он оказался перед необходимостью решить назревшую проблему, несмотря на серьезное сопротивление существенной части своих приближенных.

Нужно безусловно учитывать специфику Древнего Египта. Богатые религиозные традиции неизбежно привели к тому, что «видимая сторона борьбы, принявшей в тогдашних условиях неизбежную религиозную окраску, выявилась в противоборстве провозглашенного царем нового общеегипетского божества, Атона, с фиванским богом Амоном-Ра и другими старыми богами страны» [5].

Формирование основ религиозной политики Аменхотепа IV заняло около 5 лет. Это был период приблизительно 1375–1370 гг. до н. э. A это время в общих чертах оформился культ уже упомянутого бога Атона. Что же это был за культ? Главное, что можно о нем сказать, это то, что «культ Атона и по существу и по форме резко отличался от культа Амона и прочих богов. Он не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Это был культ натуралистический — культ самого животворящего солнца…» [6].

Между тем, на шестом году правления Аменхотепа IV, борьба с реакционным силами внутри страны обостряется и вскоре достигает своего апогея. «Царь вместе со своим двором покидает ненавистные и враждебные ему Фивы и в 300 км к северу от этого центра почитания Амона-Ра приказывает основать новую столицу — Ахет-Атон (Ахетатон, «Горизонт Атона», т. е., место, где восходит над миром солнечный диск; ныне городище Эль-Амарна). Несколько раньше, борясь теперь уже с самим именем бога Амона, входящим в состав его собственного личного имени (Аменхотеп переводится как «Амон доволен»), фараон принимает новое имя — Эхнатон («Полезный для Атона»). Новые личные имена получают члены его семьи, его сановники, если в состав их имен входило имя Амона или некоторых других старых египетских богов. Теперь имена божеств, противных Атону безжалостно уничтожаются на всех памятниках» [7]. И это, пожалуй, одна из немногих негативных сторон правления Эхнатона. Действительно число памятников искусства и архитектуры подвергшихся подобной чистке довольно велико.

Кстати здесь следует сказать, что с именем Эхнатона был связан «решительный перелом… в египетском искусстве, тесно связанном с религией» [8]. «Уже на пограничных стелах, обозначающих местоположение новой столицы, появились рельефы, сильно отличающиеся от всех предыдущих. Во-первых, на этих рельефах семья фараона и сам фараон изображались строго в профиль, что по правилам канона (без условного разворота плеч) совершенно не допускалось при изображении царствующих особ. Во-вторых, появилась новая иконография фараона. Как известно, в Египте изображения правящего фараона совпадали с образами богов, дабы подчеркнуть его божественное происхождение.

Поскольку Эхнатон преследовал культ старых богов, его образ лишался иконографического сходства: фараона изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры. В-третьих впервые появились изображения египетского царя в быту. На рельефах гробниц и в росписях дворца показаны царь и его семья на улицах города, во дворце, за обедом, в саду. В-четвертых, нововведением явилось возникновение некрополя приближенных фараона на восточном берегу Нила, вопреки традиции» [9].

Чрезвычайно интересна также личность супруги Эхнатона — царицы Нефертити. Известна она не только благодаря своей уникальной красоте, но и потому, что ее считают ближайшей сподвижницей фараона. Утверждается в частности, что Нефертити «стала посещать дипломатические приемы» [10]. И даже более того: «Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с Нефертити. Даже выезжая проверять заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывался не только перед владыкой, но и перед его супругой. Поклонение Нефертити превзошло все пределы. Ее огромные, величественные изваяния украшали каждый египетский город» [11].

Влияние Нефертити на Эхнатона было огромным. Однако к концу правления фараона их отношения охладели. Объяснялось это тем, что все дети рожденные царицей были девочками, а царю был необходим наследник. Чтобы сохранить свои отношения с фараоном, Нефертити даже выдала за него замуж собственную подросшую дочь. Но и это уже не могло спасти положения. Прежние отношения было не вернуть.

Однако вернемся к реформам. Дела в этой области обстояли неважно. Эхнатон столкнулся с целым рядом трудностей. И так казалось бы удачно начатое предприятие по преобразованию жизни страны не было доведено до логического завершения.

Причин этому было несколько. Прежде всего, сопротивление жреческих кругов оказалось невероятно сильным и упорным.

Потом, само введение культа бога Атона не имело аналогов в египетской истории, а следовательно необходимо было время для того, чтобы народ мог привыкнуть к происходящим переменам. А времени-то как раз и не было.

И наконец, самое главное: «Замена противоречивых архаичных культов прежних богов логично продуманным почитанием практически одного лишь Солнечного диска — Атона — не сулила никакого облегчения жизни кому-либо, кроме фараоновских ставленников, соперничавших, со старым жречеством, не обещала ни реальных благ, ни даже воображаемых — в виде более справедливого загробного воздаяния» [12].

Таким образом, когда около 1358 г. до н. э. Эхнатон скончался, религиозные реформы были практически сразу же приостановлены. Краткая, но очень бурная борьба вокруг наследия Эхнатона «начавшаяся во время правления Семнекха-Ра, царствовавшего менее трех лет, явилась периодом глубоких изменений в самом солнцепоклонническом культе, изменений, которые позволили сначала отказаться от исключительного почитания Атона, …а затем и восстановить старую иерархию богов. Культ Амона, как главного божества был полностью восстановлен, вероятно, в самом начале царствования Тутанхамона, двор которого покидает Ахет-Атон и возвращается в Фивы» [13].

Показательно, что одним из самых влиятельных людей при дворе юного Тутанхамона «был Эйе, старый вельможа Аменхотепа IV, начальник его колесничного войска, недавний ревностный почитатель Атона» [14].

Практически сразу же после смерти Эхнатона, город его мечты Ахетатон был заброшен и стал приходить в упадок. Надо отдать должное царице Нефертити — после смерти Эхнатона она не покинула построенный им город. Когда она умерла, «город опустел окончательно, а похоронили ее, как она и просила, в гробнице с Эхнатоном» [15].

Последующие правители, начиная с Тутанхамона и в особенности Харемхеба, приложили немалые усилия, чтобы стереть память о фараоне-реформаторе из памяти людей. А город Ахетатон был поглощен песками.

  1. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 377.
  2. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 377.
  3. Васильев Л. С. История Востока., М., 1998, т. 1. стр. 111.
  4. Васильев Л. С. История Востока., М., 1998, т. 1. стр. 111.
  5. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 379.
  6. Ермохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 1998., стр. 19.
  7. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 379.
  8. Ермохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 1998., стр. 20.
  9. Ермохонова Л. Г. Мировая художественная культура. М., 1998., стр. 20.
  10. Семашко И. И. Нефертити. /в сб. Сто великих женщин/, М., 2000., стр. 10.
  11. Семашко И. И. Нефертити. /в сб. Сто великих женщин/, М., 2000., стр. 10.
  12. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 380.
  13. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 380.
  14. История Востока, /Восток в древности/, М., 1997, т. 1., стр. 380.
  15. Семашко И. И. Нефертити. /в сб. Сто великих женщин/, М., 2000., стр. 10.

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz