главная статьи и тексты О достоинствах Калигулы

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
 

О достоинствах Калигулы

Васильев А. Е.

Гай Цезарь Калигула, правивший в Риме с 37 по 41 года, остался в памяти потомков символом жестокости и безудержного разврата. Думается, что подобная, чересчур односторонняя оценка личности императора вредит исторической объективности. И поэтому, статья является попыткой выделить из сохранившихся источников о Гае Калигуле то, что достойно уважения и внимания. Проведенное исследование основано на изучении античных авторов.

1 марта 37 года сенат передает власть Гаю Цезарю Калигуле, с какового момента собственно и начинается его правление. Читая Светония, мы уже здесь сталкиваемся с первым обвинением в адрес Калигулы, а именно, по мнению Светония, Гай, чтобы крепче утвердится в надежде на наследство, «обольстил Эннию Невию, жену Макрона, стоявшего во главе преторианских когорт; ей он обещал, что женится на ней, когда достигнет власти и дал в этом клятву и расписку. Через нее он вкрался в доверие к Макрону и тогда, как полагают некоторые, извел Тиберия отравой. Умирающий еще дышал, когда Гай велел снять у него перстень; казалось, что он сопротивлялся; тогда Гай приказал накрыть его подушкой и своими руками стиснул горло» [1]. Однако представляются сомнительными два момента. Первое — обольщение опытной Эннию Невию под носом у влиятельного мужа. Тацит в своих «Аналлах» дает другое, более реалистическое объяснение: «Макрон никогда не пренебрегал расположением Гая Цезаря» [2], более того, он «искал его с усердием» [3]. И именно он «побудил Эннию прельстить юношу, изобразив страстную влюбленность, связать его обещанием жениться на ней» [4].

Второе: совершил ли реально Гай убийство Тиберия? Даже Светоний, единственный из авторов конкретно повествующий об этом событии, указывает, что так «полагают некоторые», т. е. полная уверенность отсутствует. Затем он пишет: «И это не лишено правдоподобия: некоторые передают, что он сам похвалялся если не совершенным, то задуманным преступлением» [5] (опять «некоторые» и преступление вообще, возможно, лишь «задуманное»). Думаю, этого достаточно, чтобы высказать сомнения в верности версии об убийстве Тиберия Гаем.

Впрочем, допустим, что Светоний прав. И Калигула действительно убил Тиберия. Однако это его деяние, несмотря на кажущуюся жестокость никак нельзя отнести к разряду преступлений. Поясняю: дело в том, что по сведениям самого Светония, Калигула пытался «отомстить за гибель матери и братьев» [6], более того, смерть отца Калигулы Германика «приписывали коварству Тиберия» [7]. Что же могло быть естественнее для молодого Калигулы, чем выждав подходящего момента отомстить за своих родных?

Итак Гай Калигула пришел к власти. Античные историки сообщают, что «…он достиг власти во исполнение лучших надежд римского народа или лучше сказать, всего рода человеческого. Он был самым желанным правителем и для большинства провинций и войск» [8]. И далее: «Ликование в народе было такое, что за ближайшие три неполных месяца было …зарезано больше, чем сто шестьдесят тысяч жертвенных животных» [9]. Обобщая отношение к Гаю в первый период его правления, Иосиф Флавий сообщает, следующее: «Первый и следующий год своего правления Гай являл себя великодушным государем и человеком мягким, чем и заслужил глубокую любовь римлян и подчиненных народов» [10]. Вообще всеми авторами признается, что в первый период своего правления Калигула был вполне добродетельным императором.

Теперь перейдем к тем действиям Калигулы, которые вызывают у историков наибольшие нарекания и дают основание назвать его «чудовищем».

Начнем с того, что Калигулу обвиняют в чрезмерной расточительности, утверждают даже, что «огромные состояния и среди них все наследство Тиберия Цезаря два миллиарда семьсот миллионов сестерциев — он промотал меньше, чем в год» [11]. При этом идет длительное перечисление пиров, загородных вилл и т. п., которые поглотили означенные деньги. Однако так ли это было в действительности? Самый полный и одновременно самый пристрастный биограф Калигулы Светоний приводит подобное утверждение. Однако у него же читаем: «Постройки начатые Тиберием, он (Гай — А. В.) завершил: храм Августа и театр Помпея. Сам он начал строить водопровод из области Тибура и амфитеатр поблизости от септы; одну из этих построек его приемник Клавдий довел до конца, другую оставил. В Сиракузах он восстановил рухнувшие от ветхости стены и храм богов. Собирался он и на Самосе отстроить дворец Поликрата, и в Милете довершить Дидимейский храм…» [12]. Наконец огромные суммы тратились на гладиаторские бои, что было естественной реалией римской жизни. Т. о., даже если предположить, что подобные суммы потрачены Калигулой, то, во всяком случае надо признать, что значительная их часть была потрачена с пользой.

Следующее обвинение, которое предъявляется Калигуле, это его чрезмерная жестокость, граничащая с маниакальностью. Однако известно, что придя к власти, Гай Цезарь «…помиловал всех осужденных и сосланных; по всем обвинениям, оставшимся от прошлых времен, объявлено прощение; бумаги, относящиеся к делам его матери и братьев, принес на форум и сжег, призвав богов в свидетели, что ничего в них не читал и не трогал этим он хотел навсегда успокоить всякий страх у доносчиков и свидетелей; а донос о покушении на его жизнь даже не принял, заявив, что он ничем и ни в ком не мог возбудить ненависти, и что для доносчиков слух его закрыт» [13].

Далее Светоний единственный из авторов упоминает об изощренных пытках, совершаемых Калигулой. Но при этом и он не называет конкретных имен подвергшихся таким пыткам людей, а употребляет выражения вроде: «многие граждане», «один римский всадник», «один сенатор» и т. п. Все эти недомолвки вызывают естественный скептицизм.

Всего несколько имен называются как Светонием так и другими авторами, среди них префект Макрон и Силан — тесть Гая. И оба названных были казнены не в силу жестокости или личной неприязни, а из-за отсутствия другого выхода.

Макрон был чрезвычайно честолюбив и претендовал на исключительное положение в государстве, пытаясь присвоить себе функции императора. Об этих его качествах и стремлениях хорошо сказал Филон Александрийский: «Он (Макрон – А. В.) был чрезмерно спесив… О чем он думал, когда менялся с Гаем местами и себя, подвластного, возвел в правители, а, самодержца сделал подвластным? Каждому приличествует свое: властителю — повелевать, подвластному повиноваться, Макрон все перевернул» [14]. Т. о., очевидно, что Калигула был вынужден устранить Макрона, как человека опасного для себя и претендующего на власть.

Что касается Силана, то во-первых он «покончил с собой, перерезав бритвою горло» [15], т. е. Не был убит и к тому же, будучи жив, стремился как и Макрон, подчинить Гая своей воле. Как пишет тот же Филон Александрийский «Этот глупец (Силан — А. В.), который уже и тестем-то не был, вмешивался в то, что его совершенно не касалось, не понимая, что после смерти своей дочери он уже ни на что не может претендовать» [16].

Что же касается самоубийства Гемелла, причину которого традиция также ищет в происках Калигулы, то это несомненно было жестоко со стороны Гая, если допустить, что он действительно виновен в случившемся. Впрочем сами же римляне, по словам Филона, оправдывали устранение Гемелла политической необходимостью. (Цель сохранение целостности государства). Однако это вопрос из области этики.

Следующее обвинение, предъявляемое Гаю Калигуле — это обвинение в нарушении нравственности. Обвинение это базируется на многих свидетельствах, а потому я лишь позволю себе привести два примера, противоречащих этой точке зрения. Получив всю полноту власти, Калигула совершил следующее: «Изобретателей чудовищных наслаждений (т. н. «спринтиев — А. В.) он выгнал из Рима» [17]. Это были те самые спринтии, которых пригрел Тиберий. И второй пример: у Тацита описан случай, произошедший в правление Калигулы когда «Жена легата Кальвизия Сабина… загорелась грязным желанием во что бы то ни стало посмотреть как устроен военный лагерь; она сумела пробраться туда ночью, переодевшись солдатом; постыдным этим переодеванием распалила страсть солдат ночной стражи и обнаглела наконец до того, что стала заниматься любовью на главной площади лагеря…» [18]. Далее Тацит сообщает, что этот поступок не остался безнаказанным и виновного «по приказу Гая заковали в кандалы» [19].

И наконец последнее из серьезных обвинений в адрес Гая Калигулы, это обвинение в богохульстве. «Он начал притязать уже на божеское величие» [20] — пишет Светоний. «Мало того, он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды. Должность главного жреца отправляли поочередно самые богатые граждане, соперничая из-за нее и торгуясь» [21].

Светоний не уточняет почему патриции «соперничали и торговались» из-за чести отправлять должность главного жреца, если подобные действия Гая были столь неприемлемы для них. Да и подобные обожествления уже имели место раньше (Гай Юлий Цезарь). В период принципата Августа во многих провинциях почитался «гений Августа», строились соответствующие храмы и жертвенники. Так что следующий шаг, сделанный уже Гаем Калигулой был вполне закономерен. Более того, Калигула проявил даже известную скромность и терпимость. Например в Беотии была обнаружена копия письма императора на послание стратега Ашенской лиги, где он пишет следующее: «Познакомился с письмом, которое доставили мне ваши послы, и отмечаю, что вы дали мне доказательство большой преданности и большого уважения ко мне. Вы совершили жертвоприношения и провели церемонию в мою честь, удостоив тем самым меня самыми большими почестями… Что же касается статуй в мою честь, которые вы предлагаете установить, то я освобождаю вас от большинства из них» [22].

Или другое письмо, написанное Гаем легату Петронию в связи с волнениями в Иудее по поводу попытки установить там культовую статую Калигулы: «если ты уже успел воздвигнуть мою статую, то пусть она стоит; если же ты не успел еще сделать это, то не заботься более о том… Я не интересуюсь более постановкой статуи» [23]. Т. о., налицо желание Гая устранить намечающийся конфликт, пусть даже с ущербом для самолюбия.

Что еще можно добавить в защиту Калигулы?

Его очень любил народ. «Когда он было захворал, люди ночами напролет толпились вокруг Палатина; были и такие, которые давали клятвы биться насмерть ради выздоровления больного или отдать за него свою жизнь» [24]. «Безграничная любовь граждан дополняло замечательное расположение чужеземцев» [25]. Калигула заботился по мере сил о сохранении исторического наследия — «…Сочинения Тита Лабиена, Кремуция Корда, Кассия Севера, уничтоженные постановлением Сената, он позволил разыскать, хранить и читать, заявив, что для него важнее всего, чтобы никакое событие не ускользнуло от потомков» [26]. «Должностным лицам он разрешил свободно править суд, ни о чем не спрашивая» [27]. «Пытался он даже вернуть народу выборы должностных лиц, восстановив народные собрания» [28].

Вопреки установившемуся мнению Калигула не был ограниченным человеком. Он был весьма эрудирован и при случае цитировал греческих и римских поэтов. «Из благородных искусств он …занимался …больше всего …красноречием, всегда готовый и способный выступить с речью… Он легко находил и слова и мысли, и нужную выразительность, и голос: от возбуждения он не мог стоять на месте, и слова его доносились до самых дальних рядов. Приступая к речи, он грозился, что обнажает меч, отточенный ночными бдениями» [29]. Наконец последнее и самое удивительное: Калигуле приписывали даже «латинский учебник риторики» [30].

  1. Гай Светоний Транквилл., Жизнь двенадцати цезарей. Гай Калигула. 12. 2.
  2. Корнелий Тацит., Анналы. 6. 45.
  3. Корнелий Тацит., Анналы. 6. 45.
  4. Корнелий Тацит., Анналы. 6. 45.
  5. Гай Светоний Транквилл., 12. 3.
  6. Гай Светоний Транквилл.,12. 3.
  7. Гай Светоний Транквилл., 2.
  8. Гай Светоний Транквилл., 13. 1.
  9. Гай Светоний Транквилл., 13. 2.
  10. Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 7. 2.
  11. Гай Светоний Транквилл., 37. 3.
  12. Гай Светоний Транквилл.,21.
  13. Гай Светоний Транквилл., 15. 4.
  14. Филон Александрийский., О посольстве к Гаю. I. 10.
  15. Гай Светоний Транквилл., 23. 3.
  16. Филон Александрийский., 68-72.
  17. Гай Светоний Транквилл.,16. 1.
  18. Корнелий Тацит., История. 1. 48.
  19. Корнелий Тацит., История. 1. 48.
  20. Гай Светоний Транквилл., 22. 2.
  21. Гай Светоний Транквилл., 22. 3.
  22. Цит. по Д. Нони., Калигула. II. IX., стр. 244.
  23. Иосиф Флавий., Иудейские Древности. 18. 8. 8.
  24. Гай Светоний Транквилл. 14. 2.
  25. Гай Светоний Транквилл. 14. 3.
  26. Гай Светоний Транквилл. 16. 1.
  27. Гай Светоний Транквилл. 16. 2.
  28. Гай Светоний Транквилл. 16. 2.
  29. Гай Светоний Транквилл. 53. 2.
  30. Цит. по Гаспаров М. Л.., (в кн. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей.)

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz