главная статьи и тексты Аспазия

 

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

 
 

Аспазия

Васильев А. Е.

Когда именно родилась Аспазия — вопрос спорный. Наиболее вероятной следует считать дату ок. 470 г. до н. э. Впрочем даже в этом вопросе существуют существенные расхождения. Например есть мнение, что Аспазия родилась «около 475 года до н. э., то есть была на пятнадцать лет моложе Перикла» [1]. Ее отцом был Аксиох — купец из Милета, который сумел дать дочери хорошее образование. Помимо привлекательной внешности (Аспазия по праву считалась одной из красивейших женщин своего времени), эта девушка обладала незаурядным умом. Поэтому когда около 470 г. до н. э. Аспазия появилась в Афинах, она не могла не обратить на себя внимания. Среди тех, кто первым оценил ее достоинства и стал искать общества незаурядной женщины, был и Перикл.

Обладая огромными влиянием и властью, Перикл не был счастлив в личной жизни. «Жена, родившая ему двух сыновей, не принадлежала к числу женщин с легким характером» [2]. Поэтому когда Перикл развелся со своей супругой, он почти сразу же привел в свой дом Аспазию, женщину, которую он успел к тому времени полюбить.

По некоторым сведениям, Аспазия де этого времени была гетерой. И хотя, по понятиям того времени, в этом не было ничего предосудительного, все же считаю возможным высказать свое неприятие данной точки зрения. Во-первых, довольно странно, чтобы отец Аспазии, уважаемый купец, давал дочери прекрасное образование только для того, чтобы она избрала затем профессию гетеры. Во-вторых, при уме и красоте Аспазии зачем ей это вообще было нужно? В-третьих, занесение Аспазии в число гетер можно «посчитать… сплетней, пущенной врагами Перикла»  [3]. Кстати существует красивая легенда, оправдывающая Аспазию. Звучит она следущим образом: «Аспазию в ранние годы похитили и увезли в Мегару или Коринф. Похитители сделали ее невольницей и обучили ремеслу гетеры. Затем один богатый афинянин, пленившийся ее умом и красотой выкупил Аспазию» [4].

Как бы то ни было, но с приходом Аспазии в дом Перикла, многое изменилось. В доме вождя афинского народа стали собираться интеллектуальная элита города. Плутарх прямо говорит: «Что касается Аспазии, то, по некоторым известиям, Перикл пленился ею как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах. Да и Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, и ученики его приводили к ней своих жен, чтобы послушать ее рассуждения…» [5]. И далее: «У Платона… написано…, что эта женщина славилась тем, что многие в Афинах искали ее общества ради ее ораторского таланта» [6].

Тем не менее, Аспазия вызывала у граждан Афин не одну только симпатию. Многие, замечая ее несомненное влияние на Перикла, опасались, как бы она не начала влиять на политику. Впрочем, к этому времени Аспазия наверняка, так или иначе, влияла на политическую жизнь Афин. Возник даже нелепый слух о том, что она будто бы пишет для Перикла его речи. Разумеется, эту сплетню никто не воспринимал всерьез, но уже само ее появление было весьма симптоматично.

Наконец нужно иметь в виду, что трудно найти более приятную тему для сплетен, чем личная жизнь кого-либо из великих. И естественно в Афинах, где всегда высоко ценилась свобода слова, определенные выпады в сторону Перикла и его супруги были неизбежны. Более того, «их любовь стала излюбленным объектом насмешек для известного в то время автора комедий Кратина. В одном из его произведений со сцены раздавались такие слова: «Отвратительная похоть породила его Геру — Аспазию, наложницу с собачьими глазами» [7]. Подтекст этих слов следующий: Геру традиционной называли «волоокой», и потому, что глаза коровы считались красивыми и полными грусти, и потому, что корова была одним из символов Геры. В свою очередь «собачьи глаза» Аспазии должны были, по мнению автора, свидетельствовать о ее бесстыдстве.

Таким образом, когда врагам Перикла представился случай нанести по нему удар, они этой возможностью воспользовались. Гермипп, старый враг Перикла «основываясь на законе Диопифа выдвинул следующее обвинение: «Аспазия, дочь Аксиоха виновна в безбожии и сводничестве, в ее доме свободнорожденные замужние женщины встречаются с Периклом» [8].

Чтобы спасти Аспазию, Перикл сам выступил в суде с оправдательной речью. Сила его авторитета оказалась достаточной, чтобы судьи вынесли оправдательный приговор.

Однако выпады в адрес супругов продолжались. В конце концов, именно этот брак и стал камнем преткновения.

Поскольку Аспазия не имела Афинского гражданства, то ее брак с Периклом не был полностью законным. Периклу пришлось лично просить афинское собрание признать законным его сына от брака с Аспазией. Дело в том, что во время войны со Спартой, вспыхнувшая в Афинах эпидемия унесла жизни многих афинян. «Смерть не обошла стороной и дом Перикла. Умерла его сестра, затем оба сына от первого брака. <…> Живым остался только сын Перикла и Аспазии, носивший имя отца. Но он незаконнорожденный и даже не имеет афинского гражданства, ибо двадцать лет назад по инициативе самого Перикла приняли закон, по которому полноправным гражданином считался только тот, у кого и мать, и отец были афинянами» [9]. Пришлось Периклу «потребовать отмены закона о незаконнорожденных детях …для того, чтобы за отсутствием у него наследников не прекратились совершенно его род и имя» [10].

«Хотя и странным представлялось, что закон, применявшийся со всей строгостью против стольких лиц, будет отменен именно по отношению к тому, кто его издал, семейное несчастье Перикла в данном случае смягчило афинян: они полагали, что он терпит какое-то наказание за прежнюю гордость и самомнение» [11].

К сожалению, радость Перикла от признания законным его сына от Аспазии продлилась недолго. Вскоре и сам Перикл заболел. Аспазия приложила немалые усилия к тому, чтобы он смог выздороветь. Она «не отказывалась ни от одного из средств, которое могло бы принести спасение» [12]. «Аспазия искала помощи везде, даже обратилась к магии и чарам» [13]. Но все было напрасно. «Организм пожилого человека — а Периклу в ту пору было уже за шестьдесят — не мог побороть недуг» [14]. В 429 г. до н. э. Перикл скончался.

Почти сразу же после смерти Перикла Аспазия связала свою жизнь с Лизиклом, человеком «которого считали будущим врагом демократов» [15]. Подобная поспешность кажется кощунственной. И искренность любви Аспазии к Периклу начинет вызывать сомнения. Безусловно следует учитывать, что после смерти мужа аспазия осталась одна в чужом городе, где многие относились к ней с неприязнью., что она должна была заботиться о своем сыне. Но на мой взгляд, эти объяснения кажутся слегка надуманными. Известно, что Аспазия не страдала излишней скромностью. Да и моралью, по мнению многих афинян, особенно не отягощалась. Так что вполне возможно — новый брак Аспазии был холодно рассчитанным ходом. А возможно, что безутешная вдова согласилась сочетаться браком с Лизиклом из самых лучших соображений. Этого мы скорее всего никогда не узнаем.

Однако уже осенью 428 г. до н. э. Лизикл погиб. Вскоре после этого Аспазия уезжает из Афин. Всякие сообщения о ней прекращаются. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Кстати ее сын от Перикла был впоследствии известен. Например в 406 г. до н. э. Перикл-младший вошел в коллегию стратегов. Почему Аспазия не осталась с сыном, что стало с ней впоследствии, остается загадкой.

  1. Гиленсон Б. Аспазия. /в кн. Галерея знаменитых женщин. / т. 1., М., 2002, стр. 190
  2. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 148.
  3. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 149.
  4. Гиленсон Б. Аспазия. /в кн. Галерея знаменитых женщин. / т. 1., М., 2002, стр. 190
  5. Плутарх. Избранные жизнеописания., /Перикл. XXIV/, М., 1990.
  6. Плутарх. Избранные жизнеописания., /Перикл. XXIV/, М., 1990.
  7. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 154–155.
  8. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 225.
  9. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 250.
  10. Плутарх. Избранные жизнеописания., /Перикл. XXIV/, М., 1990.
  11. Плутарх. Избранные жизнеописания., /Перикл. XXIV/, М., 1990.
  12. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 251.
  13. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 5.
  14. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 5.
  15. Кравчук А., Перикл и Аспазия. М., 1991., стр. 252.

Рейтинг@Mail.ru SpyLOG

Hosted by uCoz