главная литература «Тексты Пирамид»

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.


Монтэ, Пьер. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов., М. «Наука», 1989

«Тексты Пирамид», под общ. ред. Четвертухина А. С.

Т 30. ISBN 5-87516-166-3, ISBN 5-89740-068-7. СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. — 464 с., ил.

Магические ритуальные надписи, высеченные на стенах коридоров и погребальных камер египетских пирамид один из важнейших памятников египетской письменности, без которой невозможно понимание религии и культуры страны Нила. Переводы текстов, выполненные русским востоковедом, учеником Б. А. Тураева А. Л. Коцейовским, снабжены подробным предисловием и комментариями; издание также включает ряд статей, посвященных различным аспектам изучения пирамидных текстов, и фотографии всех надписей из пирамиды фараона Униса.
Для специалистов-востоковедов и всех изтересующихся историей Древнего Востока.

Цитаты

«Притом следует заметить, что нигде, за исключением Дельты, не достигает и 20 верст ширина узенькой полоски земли, именуемой Египтом, так что почти повсеместно можно было в один и тот же день пройти через весь Египет в направлении с запада на восток и обратно; следовательно, можно без преувеличения сказать, что весь Египет состоял из пограничных областей, и эти пограничные области были со всех сторон открыты нападениям воинственных соседей, были лишены какой бы то ни было природной защиты, если не считать бесчисленных каналов, рукавов, озер и болот Нила. Таким образом, Египет в некоторые периоды своей истории мог превращаться в штурмуемую со всех сторон крепость, тем более, что плодородные поля нильской долины не могли не привлекать алчных взоров соседних обитателей пустынь. В самом деле, с запада Египту угрожали ливийцы, о войнах с которыми мы читаем в надписях фараонов различных эпох. На востоке приходилось иногда, особенно в древнейшие эпохи, вести войны с троглодитами; с юга вторгались эфиопы; с севера нередко врывались полчища азиатских завоевателей и разливались огненным потоком по берегам Нила».

(стр. 18)

«Известия Геродота о надписях на Хеопсовой пирамиде усиливали интерес первых исследователей египетских древностей к гигантским усыпальницам фараонов четвертой династии. К тому же эти гробницы своими размерами в большей степени привлекали и привлекают к себе внимание наблюдателей, чем более поздние сооружения того же рода; поэтому после того, как первые исследователи убедились, что гигантские пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина, как сказано выше, не содержат в себе никаких сколько-нибудь значительных надписей, даже такой человек, как знаменитый Мариетт-паша, стоявший в то время во главе египетского Service des antiquites, считал совершенно лишним производить детальное исследование саккарских пирамид, и таковое было начато против его воли».

(стр. 37)

«Действительно, казалось бы, постоянно открываются все новые и новые памятники, правда, несколько иного рода, но тем не менее содержащие тексты, входящие в круг пирамидных. Однако, при всем том все эти надписи в гробницах, на саркофагах, надгробиях и на жертвенных стелах идут ни в какое серьезное сравнение с надписями в вышеуказанных пяти пирамидах из Саккара. Все перечисленые надписи отражают уже более позднюю фазу развития того, что можно назвать «заупокойной литературой». В пирамидах из Саккара Тексты Пирамид выступают перед нами в своем изначальном облике, как предназначенные для заупокойного культа только царя, и никого больше. Если судить по их содержанию, то именно таковыми они и были задуманы с самого начала. На других памятниках мы видим тексты, предназначенные для отправления заупокойного культа всех прочих людей, буквально всех и каждого. А если выразиться точнее, то всякий раз мы сталкиваемся с выборкой определенных и повторяющихся текстов».

(стр. 191–192)


Hosted by uCoz