главная литература «Сокровища Египта»

Личность в истории

краткая энциклопедия

Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.


Монтэ, Пьер. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов., М. «Наука», 1989

«Сокровища Египта», Под ред. А. Бонджоанни, М. С. Кроче

УДК 7 (3). ББК 85.101 (6Еги) С 59. ISBN 5-271-07307-6. / Пер. с англ. Ильина Е., Лисицына Т., Седелкина Т., М.: Астрель, 2003. — 631, [1] с.: ил.

Книга рассказывает об удивительных памятниках Египетского музея в Каире — огромной сокровищницы произведений искусства Древнего Египта.

Цитаты

«С древних времен игра сенет была одним из любимых увлечений древних египтян Благодаря многочисленным документам можно восстановить правила игры. Каждый из двух соперников имел одинаковое количество фигурок, различавшихся по форме и цвету. Фигурки двигали по прямоугольной доске, расчерченной на 30 клеток (на египетском языке перу — «дома»), по 10 в каждом ряду. Ходы определялись тем, как выпадали палочки. Цель игры — пройти назначенный путь по разным квадратикам, отмеченным то знаком доброй судьбы, то — злой. Присутствие сенета среди погребальной утвари и его изображение на стенах могил сообщает о другом, символическом значении этой игры. Извилистый путь шашек по доске повторяет путь души в загробном мире: каждая клетка обозначает важный этап этого пути. Ставка этой игры — вечная жизнь».

(стр. 36)

«В эпоху правления Аменхотепа IV — Эхнатона (1350–1333 г. до н. э.) естественный процесс политических и религиозных реформ, проводившихся со времен Хатшепсут, пришел к своему завершению. Пытаясь восстановить абсолютный авторитет священной личности фараона и возвращаясь к догмам религиозной доктрины Гелиополя, царь-реформатор вскоре вступил в конфликт с наиболее консервативной частью верховной знати, связанной с фиванским жречеством бога Амона. Внутриполитические действия Аменхотепа IV базировались на смелых и благотворных начинаниях, однако учение, им выдвинутое, было понятно лишь узкому кругу «посвященных» и не подходило для большинства египтян. В «монотеизме», который отстаивал Аменхотеп IV главное место отводилось солнечному богу Ра (Атону), особое значение придавалось также фараону как единственному доверенному лицу бога на земле. После ранней смерти старшего брата Тутмоса и возможного совместного правления с отцом молодой царевич наследовал трон».

(стр. 134)

«После смерти Рамсеса II религиозный авторитет фараона начал ослабевать одновременно с сокращением его политического и военного влияния. Начались проблемы в династической преемственности. Характерными проявлениями такого рода проблем были случай с царицей Таусерт, которая вначале была регентом, а затем полновластной правительницей, а также заговор придворных против Рамсеса III. Экономические трудности сказывались на сокращении строительных программ в период правления Рамсесов III, IX и XI. Ко времени, когда династия прекратилась, начались инфляция и повышение цен на хлеб, вызванные недостаточным разливом Нила и нехваткой рабочей силы. Существуют свидетельства обманов и коррупции в связи с распределением продовольственных запасов, особенно в периоды правления Рамсесов III, IV и V, известны также фаты забастовок рабочих из Дейр эль-Медины, вызванные задержкой оплаты их труда. Дейр эль-Медина была деревней на западном берегу Нила. Здесь со времен Аменхотепа I до периода Рамсеса III жили рабочие, занятые в царских гробницах в Долине царей. Раскопки на месте деревни обнаружили храмы, дома, некрополи, а также множество папирусов религиозного и административного содержания и блоки из известняка — остраконы, — использовавшиеся для кратких записей».

(стр. 139)


Hosted by uCoz